"Развитие инфраструктуры муниципальной системы образования в контексте реализации федеральных государственных требований и федеральных государственных образовательных стандартов" И. И. Спирина, начальник управления образования

    Развитие  инфраструктуры образовательного учреждения, создание современных, безопасных и комфортных условий организации образовательного процесса в целях обеспечения права каждого ребенка на доступное и качественное образование является приоритетной задачей системы образования всех уровней.  Говоря о современной  инфраструктуре детского сада, школы и учреждения дополнительного образования, мы подразумеваем  условия реализации образовательных программ, обновление норм проектирования и строительства зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания воспитанников и обучающихся, требования к безопасности образовательного процесса.

      О значимости данного вопроса свидетельствует тот факт, что одним из ключевых направлений президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание современной школьной инфраструктуры, отвечающей требованиям времени. Проблемы, касающиеся современной школьной инфраструктуры, особенно значимы в свете реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, одной из новаций которых являются требования к условиям обучения. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования также регламентируют формирование развивающей образовательной среды, «обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей, высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества..». Данные требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, а также к развивающей предметно-пространственной среде заложены  в активно обсуждаемый в настоящее время проект государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

    Реализация национального проекта «Образование», проекта по  модернизации региональных систем образования позволила в значительной степени решить задачи укрепления учебно-материальной базы образовательных учреждений района, создать условия безопасного пребывания детей.  С 2011 года в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования из федерального и регионального бюджетов на приобретение учебного и лабораторного оборудования для общеобразовательных школ района направлено 12 миллионов 221 тысяча рублей, компьютерное и мультимедийное оборудование приобретено на сумму 5 миллионов 600 тысяч рублей.  Только в 2013 году общая сумма на комплектование учебниками и учебными пособиями составила  2 миллиона 500 тысяч рублей.  На сегодняшний день обеспеченность учебниками нового поколения составляет 93,2 %, что выше уровня прошлого года. Учебно-лабораторное и компьютерное оборудование, учебная литература были приобретены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

     Главная задача любого образовательного учреждения - обеспечение комфортной, безопасной среды. Вопросы безопасности образовательного процесса регулярно рассматриваются на совещаниях и семинарах руководителей образовательных учреждений, педагогических советах. Организация безопасной среды складывается не только из решения административных вопросов, разработки соответствующих документов, предусматривающих порядок действия при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также взаимодействия с силовыми структурами и вышестоящими организациями, но и из инженерно-технической защищенности, наличия технических средств пожарного контроля и наличия средств пожаротушения. На сегодняшний день все общеобразовательные учреждения района оснащены системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре. Тревожная кнопка установлена в 13 школах, 8 детских садах и 3 учреждениях дополнительного  образования, система видеонаблюдения имеется в 7 образовательных учреждениях района.

        В этом году на подготовку образовательных учреждений к новому учебному году из муниципального бюджета выделен 1 миллион рублей. Данные средства были направлены на текущий ремонт зданий, на устранение предписаний надзорных органов, на ремонт помещения бывшего здания школы в деревне Ломы, куда будет переведён детский сад «Рябинка».

       Спроектировать и построить в соответствии с новыми требованиями современное, комфортное, «умное» здание учреждения образования в нынешних условиях – задача непростая, требующая больших усилий и затрат.  Но как приятно видеть результат, который будет работать на будущие поколения. 2013 год в этом плане стал поистине знаковым для Уренского района. В марте состоялось торжественное открытие Центра развития ребёнка детского сада «Парус» при участии губернатора Нижегородской области Валерия Павлиновича Шанцева. Благодаря участию района на условиях софинансирования в областной целевой программе  в Урене открылся новый детский сад на 240 мест, в котором имеются все необходимые условия для всестороннего развития и укрепления здоровья дошкольников: просторные и красивые группы, бассейн, музыкальный и физкультурный залы, сенсорная комната, зимний сад.

        С целью снижения проблемы очерёдности и увеличения охвата детей дошкольным образованием, в результате участия района в областной целевой программе «Увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области за счёт не полностью используемых помещений на 2012 год» открыты 2 дополнительные группы в детских садах «Теремок» и «Ёлочка» № 8.

       Основным способом обеспечения доступности образовательных услуг для учащихся школ, расположенных в сельской местности, труднодоступных территориях остаётся подвоз обучающихся в базовые школы. Школьный автопарк района состоит из 11 единиц техники. Общая протяжённость маршрутов по подвозу учащихся к месту учёбы составляет 136 километров. В каждом образовательном учреждении имеются паспорта маршрутов, включающие схему маршрута, количество перевозимых детей, акты обследования дорог, а также инструктажи для ответственных за перевозку учащихся. Водители школьных автобусов проходят ежегодное обучение. Дважды в год проводится технический осмотр транспортных средств. В 2013-2014 учебном году будут осуществлены работы по  обеспечению безопасности школьных перевозок через оснащение школьных автобусов современным навигационным оборудованием ГЛОНАСС, что потребует порядка 800 тысяч рублей.

        Начиная с 2010 года в районе проводится работа по развитию инклюзивного образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих обучение детей в том числе с ограниченными возможностями здоровья.   В рамках реализации направления «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» национального приоритетного проекта «Образование» 2 учащихся Уренской средней школы № 1 осуществляют обучение в дистанционном режиме в форме онлайн-взаимодействия обучающегося и педагога. В 5 школах района организовано обучение по дистанционным предметным модулям в режиме муниципальной экспериментальной площадки. Занятия проводят педагоги-экспериментаторы для учащихся со 2 по 11 классы.

    В 2013 году проведена паспортизация образовательных учреждений в части доступности для инвалидов и других маломобильных граждан. Но, к сожалению, старые типовые проекты детских садов и школ не позволяют создать универсальную безбарьерную среду в образовательных учреждениях для совместного обучения детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

      Применение дистанционных образовательных технологий невозможно без высокоскоростного доступа в сети Интернет. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», вступающем в силу с нового учебного года,  федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения, наличие «интерактивного электронного контента по всем учебным предметам» включено в требования к условиям реализации образовательных программ. В последние годы наблюдается положительная динамика формирования информационной инфраструктуры учреждений образования района. Обеспеченность компьютерами в образовательных учреждениях района составляет 1 компьютер на 6 учащихся, что выше областного показателя. Доля образовательных учреждений, имеющих выход в сеть интернет на скорости не менее 2 Мб/сек, составляет 45 %, внутришкольное сетевое пространство 63 %. 100 % образовательных учреждений имеют сайты.   

        На сегодняшний день во всех школах  введена система электронных журналов и дневников.    Успешным в 2012-2013 учебном году следует признать участие района в пилотной апробации   перехода на электронную форму ведения учёта учебной деятельности в условиях введения электронных журналов и электронных дневников наряду с городом Дзержинском и Кстовским муниципальным районом.  Как показывает анализ анкетирования участников образовательного процесса, более 70 % опрошенных отметили, что внедрение электронных журналов и дневников - общемировая тенденция, неотъемлемый этап модернизации российского образования.  76 % обучающихся положительно оценили введение системы электронных дневников и журналов, 84 % учеников считают, что получают достаточно информации о внедрении и использовании электронных дневников в своём образовательном учреждении. 97 % педагогов считают, что в образовательных учреждениях созданы  условия для перехода на использование электронных журналов и дневников. 90 % родителей поддерживают введение системы электронных журналов и дневников. Сегодня с уверенностью можно сказать, что вопросы наполнения информационно-образовательной среды, формирования ИКТ-инфраструктуры являются определяющими в отношении открытости и конкурентоспособности образовательных учреждений. Поэтому так важно наряду со школами приложить усилия для обеспечения современными средствами цифровой телекоммуникации дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Тем более, что с 1 января 2014 года на региональном отраслевом сервере вводится в эксплуатацию программный комплекс «Автоматизированная информационная система «Комплектование ДОУ», которая позволит автоматически формировать электронную очередь в детские сады, обеспечить прозрачность процесс комплектования в детских садах района.

          Принципиальным условием создания полноценной образовательной среды является наличие оздоровительной инфраструктуры. Организовать учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье детей - одна из основных задач учреждения системы образования. В этой связи важным становится наличие и состояние физкультурно-оздоровительных и спортивных помещений, оборудования, организация и доступность занятий, которая приобретает особую актуальность в условиях поэтапного введения  третьего часа физкультуры еженедельно. Согласно статистического отчёта, в образовательных учреждениях района имеются 15 спортивных залов, 33 плоскостных сооружения, 5 тренажёрных залов.  Но в то же время существует  острая проблема нехватки спортивного зала в Уренской средней школе № 1, которая отчасти решается путём проведения занятий на базе физкультурно-оздоровительного комплекса «Спарта». Остаётся  недостаточной оснащённость спортивным инвентарём дошкольных образовательных учреждений и спортивных школ района.

     Одним из важных моментов инфраструктуры образовательных учреждений является организация питания. В рамках проекта модернизации в прошлом учебном году было поставлено оборудование для школьных столовых на общую сумму 2  миллиона 327 тысяч рублей, что позволило разнообразить меню. Охват горячим питанием по району  составляет 92, 6%. Из них 100 % по начальной школе, 92,5 % - среднее звено, 85, 3 % - старшее звено. Средняя стоимость завтрака – 17 рублей 14 копеек, обеда – 21 рубль 81 копейка. В Уренской СОШ № 1 и № 2, Арьёвской СОШ, Устанской СОШ установлены терминалы для осуществления платежей за питание учащихся, что высвобождает работу классных руководителей, позволяет родителям самостоятельно вносить плату за питание ребёнка.

       Характеризуя систему питания в дошкольных образовательных учреждениях района, следует сказать, что во всех детских садах организовано четырёхразовое питание, в рационе используется достаточное количество фруктов, овощей, соков, мяса, рыбы, творога. Стоимость питания в день на одного воспитанника дошкольного образовательного учреждения за 2012 год составила 64 рубля 50 копеек. Вступившие в силу летом этого года новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для детских садов предъявляют более жёсткие требования в том числе и к организации питания, что потребует в свою очередь усиление контроля со стороны администрации района и управления образования, руководителей дошкольных учреждений за условиями содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.

       Формирование здоровьесберегающей инфраструктуры образовательных учреждений во многом определяется медицинской профилактикой и наблюдением за состоянием здоровья детей. На сегодняшний день 13 образовательных учреждений района имеют лицензию  на осуществление медицинской  деятельности. Для учащихся организованы ежегодные профилактические осмотры. Педагоги проходят диспансерный осмотр.

        Значимым звеном развития инфраструктуры муниципальной системы образования является её методическая составляющая. Федеральные государственные требования и федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – новые профессиональные нормы, которыми должен овладеть каждый педагог и руководитель общеобразовательного учреждения. Создание условий для их освоения является в деятельности управления образования и образовательных учреждений района одной из приоритетных задач,  для решения которой были определены следующие направления работы.

       Во-первых, это обучение педагогов и руководителей в рамках курсовой подготовки Нижегородского института развития образования, семинаров и консультаций методической службы района, районных предметных методических объединений и образовательных учреждений. В рамках организационно-методического сопровождения перехода на ФГОС начального общего образования была  создана творческая группа «Аспекты внедрения ФГОС начального общего образования», которая выезжала в большинство образовательных учреждений района, принимала участие в работе районных методических объединений с целью оказания информационно-консультационной помощи педагогам.       В целях эффективной организации методической деятельности по переходу на новые образовательные стандарты районные методические объединения учителей русского языка и литературы и учителей математики были преобразованы в творческие лаборатории «Системно-деятельностный подход в педагогической практике учителя русского языка и литературы» и «Системно-образующая составляющая компетентностного подхода в педагогической практике учителя математики». В рамках работы лабораторий каждое кустовое методическое объединение выстраивает свою деятельность на основе направлений, заложенных в стандарты второго поколения.

   В 2012-2013 учебном году образована новая творческая проблемная группа из воспитателей детских садов и учителей начальных классов, которая занимается разработкой технологических карт по формированию универсальных учебных действий и их предпосылок у детей дошкольного возраста.

        Работа методической службы в части технологического сопровождения новых образовательных стандартов осуществляется в соответствии со следующими методическими рекомендациями кафедры педагоги и андрагогики Нижегородского института развития образования, которые представлены на слайде.

        На муниципальном  уровне также разработаны методические рекомендации, которые представлены на слайде.

       В районе получила развитие система дистанционного обучения в рамках курсовой подготовки. Часть педагогов проходит курсовую подготовку по накопительной системе, формируя свой индивидуальный образовательный маршрут. Только в 2012-2013 учебном году на базе района в очно-дистанционном режиме было проведено трое  курсов, ориентированных на новые образовательные стандарты и требования, для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.  Совместная деятельность районной методической службы и НИРО в данном направлении с 2010 года позволила охватить курсовой подготовкой, связанной с внедрением   ФГОС, 90,6 %  руководителей и педагогов района.   В то же время обращает на себя внимание тот факт, что снижается количество педагогов с высшей квалификационной категорией. На 1 января 2013 года эта цифра составила 10, 5 %, что ниже среднеобластного  показателя на 4, 1%.

      Одним из приоритетных направлений комплекса мер по модернизации образования является постепенное повышение заработной платы педагогов и доведение ее в 2013 году до уровня средней заработной платы по экономике в  регионе.

   С этой целью педагогическим работникам общеобразовательных учреждений в соответствии с соглашением между министерством образования Нижегородской области и администрацией района заработная плата педагогов дошкольного образования была увеличена на 90 %, педагогических работников общеобразовательных учреждений на 48 %, педагогов дополнительного образования на 40 %.    По району за первое полугодие 2013 года средняя заработная плата учителя составила 22 тысячи 605 рублей, работника дошкольного образовательного учреждения18 тысяч 310 рублей, педагога дополнительного образования – 16 тысяч 955 рублей.

          Вторым направлением организации методической работы в рамках развития инфраструктуры системы образования района является создание и функционирование муниципальной сети диссеминации передового педагогического опыта внедрения и реализации  федеральных государственных требований и федеральных государственных образовательных стандартов. В числе основных механизмов  трансляции инновационных педагогических практик следует назвать следующие:

- размещение описания опыта на муниципальных методических сайтах;

-публикации в муниципальных изданиях (газета «АИСТ», «Педагогический альманах», «Краеведческий вестник»);

-издание методической продукции (буклеты, брошюры);

-открытые уроки и мероприятия.

      В прошлом году лучшие практики педагогов района по внедрению новых образовательных стандартов были представлены на всероссийских конкурсах метапредметного урока в начальной школе «Открывая мир, открываешь себя» и публикаций «Новые образовательные стандарты: первые итоги, творческие поиски, методические находки», проводимых Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации и журналом «Методист». (слайд) Выявлению инновационного опыта способствовал и проведённый в прошедшем учебном году районный конкурс профессионального мастерства «Ярмарка-выставка методических идей», на который было представлено 73 работы в 11 номинациях. Наиболее активными участниками стали педагоги детских садов «Радуга», «Факел», «Теремок», Арьёвской, Карповской средних школ, Уренской средней школы № 2, Обходской и Минеевской основных школ.

      В ноябре 2012 года методисты информационно-диагностического центра управления образования и воспитатели  детских садов «Ромашка» и «Теремок», учителя Уренской СОШ № 1, № 2, Арьёвской СОШ, Устанской СОШ, Карповской СОШ, педагоги Дома детского творчества провели методическую мастерскую «Проектирование и реализация муниципальной модели методического сопровождения духовно-нравственного развития и воспитания в соответствии с федеральными государственными требованиями и федеральными государственными образовательными стандартами» на Интернет-портале  Федерального государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» "Сетевое образование. Экспертиза. Учебники". Во время работы мастерской уренские педагоги общались в режиме форума с российскими учителями и методистами: комментировали выложенные на портале методические материалы,  отвечали на вопросы. Представленный опыт вызвал  положительную оценку руководителей всероссийского  проекта «Сетевая школа методиста», участников мастерской из многих регионов Российской Федерации.

      Положительные отзывы получил и  областной учебно-методический семинар «Формирование универсальных учебных действий в системе развивающего обучения Л.В. Занкова в контексте идей ФГОС начального общего образования», который был проведён  на базе района. Свой опыт работы представляли учителя начальных классов Уренских средних школ   № 1 и № 2.

        Участие в подобного рода мероприятиях - в том числе и возможность повысить свою профессиональную компетентность, проявить себя. Приятно отметить, что уренские педагоги вошли в состав нижегородской делегации, участвовавшей в августе этого года во II Всероссийской педагогической школе Профсоюза для молодых учителей в Подмосковье. 160 педагогов из 60 регионов стали участниками педагогических мастерских, мастер-классов и тренингов известных отечественных педагогов и победителей Всероссийского конкурса «Учитель года».

       Наработанный опыт управления образования и образовательных учреждений района по переходу на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в ноябре 2012 года был представлен на коллегии министерства образования Нижегородской области.

        В целом, как показывает анализ результатов анкетирования педагогов   1-11 классов общеобразовательных школ района, которое проводилось  по итогам прошлого учебного года, 70 % учителей-предметников готовы к разработке программ учебных курсов в соответствии с требованиями ФГОС. 59  % учителей не испытывают затруднений в формировании и развитии личностных универсальных учебных действий.   50 % педагогов способны оценить личностные,  метапредметные и предметные результаты учащихся. Сравнительный анализ с результатами мониторинга прошлого учебного года свидетельствует о положительной динамике уровня сформированности профессиональных компетентностей, необходимых в условиях внедрения федеральных государственных требований и федерального государственного стандарта общего образования. В то же время 35 % воспитателей дошкольных образовательных учреждений испытывают затруднения по вопросам «Преемственности работы школы и детского сада по реализации федеральных государственных требований и федерального государственного образовательного стандарта начального образования».

       К перечню мер по обеспечению современной инфраструктуры образовательных учреждений следует отнести и развитие взаимодействия с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта и досуга. В новом Законе «Об образовании в Российской Федерации»  закреплена «сетевая форма реализации образовательных программ», которая «обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций». Организация внеурочной деятельности школьников на принципах сетевого взаимодействия является неотьемлемой частью новых федеральных государственных образовательных стандартов. В образовательных учреждениях района в первых и вторых классах, перешедших на новый ФГОС,  реализуются три вида модели организации внеурочной деятельности обучающихся:

- модель дополнительного образования, опирающаяся на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей –

36 %;

- модель «школы полного дня», Основой для которой является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня - 28 %;

- оптимизационная модель на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения при координирующей роли классного руководителя – 36 %.

    Наиболее интересные программы внеурочной деятельности младших школьников представлены в Уренской средней школе № 1, Арьёвской, Б.Терсенской, Горевской средних школах. В рамках модели организации дополнительного образования школы активно используют формы взаимодействия с Домом детского творчества, детско-юношескими спортивными школами,  историческим музеем, домом ремёсел, физкультурно-оздоровительным комплексом «Спарта». Вместе с тем,   значительная удалённость ряда образовательных учреждений от районного центра не позволяет эффективно задействовать всю инфраструктуру системы дополнительного образования. Показательны в этом плане Минеевская и Семёновская основные общеобразовательные школы, которые  из-за отсутствия хорошего дорожного сообщения  с ближайшими крупными населёнными пунктами, невозможности осуществлять подвоз,  при организации внеурочной деятельности используют внутренние резервы и взаимодействуют  с сельскими Домами культуры,  библиотеками и храмом на основании заключённых договоров. Формы работы разнообразны: организация дополнительного образования на базе школ и домов культуры, библиотечные часы, работа детских общественных объединений, реализация исследовательских и социальных проектов в совместной деятельности с родителями, классные часы и общешкольные мероприятия.

   В проекте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ставится задача  «определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого)». Деятельность  дошкольных образовательных учреждений района по данному направлению свидетельствует о положительном опыте. Активно сотрудничают с ФОКом «Спарта», Домом ремёсел, районной детской библиотекой городские детские сады, на селе дошкольные образовательные учреждения находятся в тесном взаимодействии с объектами социума. Вопросы преемственности дошкольного и начального общего образования решаются при непосредственном и активном взаимодействии детских учреждений и школ в рамках работы школы будущего первоклассника, организации совместных мероприятий.

    Таким образом, характеризуя развитие инфраструктуры муниципальной системы образования в контексте реализации федеральных государственных требований и федеральных государственных образовательных стандартов, следует выделить основные направления работы управления образования и образовательных учреждений в 2013-2014 учебном году:

  1. Продолжение работы по осуществлению энергосберегающих мероприятий (замена ламп на энергосберегающие, замена приборов отопления на энергоэкономичные, замена окон, ремонт фасадных швов) для целей дальнейшего достижения экономии энергоресурсов.
  2. Поэтапное оснащение образовательных учреждений современными материально - техническими и информационными ресурсами для работы в условиях ФГТ и ФГОС в соответствии с затратами на реализацию основных образовательных программ.
  3. Обеспечение условий для организации безопасного подвоза учащихся, создания безбарьерной среды в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Обеспечение безопасности образовательных учреждений за счет оснащения современными средствами пожаротушения и совершенствования школьных коммуникаций.
  5. Создание условий для обеспечения доступа общеобразовательных учреждений к высокоскоростному Интернету.
  6. Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федеральных государственных требований и федерального государственного образовательного стандарта общего образования с учетом коррекции программ и форм организации по итогам 2012-2013 учебного года.
  7. Совершенствование сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования для реализации федеральных государственных требований, организации внеурочной занятости обучающихся в условиях внедрения ФГОС.